Двенадцать стратегий создания хороших взаимоотношений родителя и ребенка

 Все дети нуждаются в трех типах внутренних ресурсов, чтобы стать самостоятельными людьми:

- Хорошее отношение к себе и к другим.

- Понимание добра и зла.

- Запас альтернатив для решения проблем.

  1. Выражайте любовь.

Выражение любви может предотвратить нежелательное поведение. Когда

ребенок чувствует, что его любят, он хочет радовать родителей. Теплое

выражение лица, ласковый голос, восхищенный и заинтересованный взгляд,

объятия — все это безошибочно выражает любовь.

Дети постарше, которых могут смущать такие физические проявления любви,

иногда предпочитают просто поиграть или провести время вдвоем с мамой

или папой.

  1. Будьте предсказуемы.

Детям хорошо в предсказуемой среде. Привычные рутины, постоянно

Выполняемые расписания обеспечивают стабильность и безопасность.

Это относится и к поведению родителей — их непротиворечивые сообщения

и последовательные, разумные следствия этих сообщений позволяют ребенку

доверять своим родителям.

Это может быть особенно важно для некоторых глухих и слабослышащих детей

с недостаточными коммуникативными навыками.

 

  1. Выражайтесь ясно.

Старайтесь, чтобы из ваших слов и ваших действий всегда следовало одинаковое сообщение. Маленьким детям надо все тщательно объяснять — чтобы научить абстрактному понятию «делиться», используйте примеры.

Если есть трудности в коммуникации из-за глухоты или нарушения слуха, осознайте, что для их преодоления нужно выработать специальные стратегии. Подумайте, как вам делать «проверку качества» коммуникации с вашим глухим или слабослышащим ребенком, чтобы убедиться, что он правильно понимает ваши сообщения и их следствия. Например, просите повторить, что вы сказали. Играйте в ролевые игры, чтобы научить продуктивно и соответственно обстоятельствам задавать вопросы — это будет очень важно дома, в школе и вообще везде.

  1. Понимайте проблемное поведение.

Если родители наблюдательны, они могут собрать информацию, которая поможет понять, что означают проблемы в поведении ребенка. Ищите повторяющиеся сценарии. Что случилось перед тем, как ребенок начал плохо себя вести?

Когда, где, с кем это происходит? Может быть, дело в физической причине вроде голода или усталости? Или произошел сбой в коммуникации, который привел к огорчению, злости, негодованию? Может быть, он чувствует, что ему угрожают, подгоняют или игнорируют его? Он требует внимания таким неприятным способом? Или ему трудно выразить то, что он хочет, и он физически выплескивает отрицательную энергию? И что делать — наказать или подставить плечо, чтобы он выплакался?

  1. Замечайте, когда ваш ребенок делает что-нибудь хорошо.

Мы легко принимаем как должное то, что нам нравится, а то, что не нравится, всегда замечаем. Поэтому мы часто упускаем возможности похвалить ребенка за что-нибудь хорошее и обращаем внимание только на его плохое поведение. Постарайтесь, чтобы ребенок чувствовал и видел ваше одобрение. Заменяйте отрицательные высказывания положительными — например, можно сказать: «Мне нравится, как осторожно ты обращаешься с этой старинной вазой».

  1. Создайте безопасную среду.

Дети любят исследовать. Они хорошо развиваются там, где вещи можно хватать, карабкаться на них, разбирать и (если получится) снова собирать. Это не баловство — такова их природа. Постарайтесь сделать такую среду безопасной. Чем больше будет у ребенка подходящих для исследования вещей, тем меньше возникнет проблем с недопустимым поведением. Это относится и к подросткам, и к юношам. Безопасная среда = это такая среда, в которой определены понятные правила и границы.

  1. Установите разумные границы.

Ни родителям, ни детям не хочется жить в атмосфере полицейского государства, в котором так много правил, что их невозможно не нарушить. Очень маленькие дети могут запомнить совсем немного правил, и взрослые должны внимательно следить за их соблюдением. Объясняйте детям правила простым и ясным языком, например: «Говори словами, а не дерись».

Границы расширяются, когда ребенок растет. Выход за установленные границы — это упражнение на доверие между родителем и ребенком. Если ваш подросток или юноша демонстрирует ответственное поведение, его надо вознаградить большей свободой. Если он ведет себя безответственно, возможно, границы нужно сузить и более четко обозначить, пока доверие между вами не восстановится.

  1. Предотвращайте взрывы.

Вмешивайтесь, пока ребенок еще достаточно спокоен и может обсуждать проблему. Не дожидайтесь момента, когда злость вырвется из-под контроля. Если какие-то ситуации наверняка ведут к скандалу, обсудите их заранее, придумайте план, как справиться и разрешить ситуацию. У глухих и слабослышащих детей такие ситуации, приводящие к непониманию и гневу, часто связаны с тем, что их не понимают из-за коммуникативного сбоя или различий в способе коммуникации. Предупреждайте такие обстоятельства. Часто родители могут помочь ребенку избежать взрыва — показать ему, какими альтернативными способами можно разрешить проблему, пока она не выросла до критического состояния.

  1. Учите ребенка хорошим способам решения проблем.

У проблем бывают хорошие не очень хорошие решения. Как научить ребенка понимать между ними разницу? Прежде всего, ясно назовите неприемлемое поведение и объясните, почему оно неприемлемо. Затем сделайте положительные предложения, как поступать в следующий раз. Детям до четырех лет лучше всего просто сказать, что надо делать. Детей постарше, которые уже умеют абстрактно мыслить и выражать себя, нужно спросить, как, по их мнению, они могут в другой раз сделать лучше. Предложите им дополнительные варианты. Когда дети вырастут и станут более зрелыми, они смогут все более успешно использовать эти тактики, особенно, если они практикуются в них с раннего детства.

Если ребенок сможет себя выразить и объяснить свою точку зрения, это повысит его уверенность, что он способен успешно разрешать проблемы.

  1. Не реагируйте слишком сильно.

Слишком большое внимание к проблемному поведению может создать множество новых проблем. Если вы отправите ребенка в угол или уведете с детской площадки, где он плохо себя вел, это будет следствием плохого поведения, но не предотвратит его повторения.

  1. Обращайтесь за помощью к специалистам, когда это необходимо.

Большинство детей вырастает из обычных поведенческих проблем с помощью родителей и других близких взрослых. Но у небольшой части (от 5 до 15%) детей проблемные поведения сохраняются и могут принять серьезный характер. В этом случае помощь специалиста — отличный ресурс, который может обеспечить поддержку и дать конструктивный план действий.

  1. Будьте терпеливы и с ребенком, и с собой.

Плохое поведение случается. Люди учатся на своих ошибках, такова наша природа. И способность к этому ребенка — ключ к здоровому психологическому развитию. Если вы старательно следуете всем 11 пунктам, а ваш ребенок все равно иногда плохо себя ведет, напомните себе, что он находится в процессе обучения, который называется «детство». Ваша последовательность, терпение и любовь обеспечат ему поддержку для того, чтобы выйти в зрелую, самостоятельную взрослую жизнь.