Скоро на сайте будет еще больше полезного!
Часть 2. Зоя Бойцева

[Глухие] и звонкие. Часть 2. Зоя Бойцева

Выпускница Российского Государственного Педагогического Университета Им. Герцена, факультет сурдопедагогики


Читать предыдущие части серии «[Глухие] и звонкие»:

Сурдопедагог - человек, который должен запустить речь неговорящего ребенка. Судопедагог от логопеда отличается тем, что логопед ставит и автоматизирует звуки речи, но для того, чтобы это сделать, нужна речь, которую и должен вызвать сурдопедагог.

А если ребенок глухой, как вызывают его речь?

Используют связь звука с движением, опираются на зрительные и тактильные ощущения. Например, если ты приложишь палец к носу, зажмешь одну ноздрю, прижмешь язык к верхним передним зубам и будешь выдыхать струю воздуха , ты в любом случае скажешь «н» . Глухие заучивают эту позицию и уже знают, что это «н». Они себя не слышат, поэтому просто вот так запоминают звуки. Например, звук «в» - это когда ты прикусываешь зубами нижнюю губу и выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой, а голосовые связки при этом работают. Глухие проверяют это, приложив руку к горлу. 

То есть, если ребенок глухой, его учат говорить неестественным для него образом, правильно? 
Правильно, потому что естественно - это спонтанно и по подражанию. Ребенок слышит речь окружающих и говорит сам.

А как глухих учат в школе?
Используя устную речь. 

Как проходят уроки в школе для глухих? 
Система обучения глухих детей основывается на изучении устной речи, поэтому жестовый язык на уроках не используют. Но некоторые педагоги все же помогают детям и самые сложные понятия показывают жестами. Еще активно используется дактилология. Это пальцевая азбука — русский алфавит показывается разными конфигурациями пальцев одной руки. Я проходила практику в школе №1 для глухих в Санкт-Петербурге. Огромное значение имеет наглядный материал: практически все, о чем говорит учитель глухим детям, продублировано на табличках, карточках. Например, в младшей школе на уроках по описанию человека на доске висит 5 картинок глаз разных цветов, носы, волосы (длинные, короткие) и прочее. Потому что глухим детям сложно объяснить на слух. 

Моя тема урока была «количественные и порядковые числительные». Для урока я приготовила карточки с поговорками. Дети должны были вспомнить поговорки и определить числительные. У меня была поговорка «семь раз отмерь - один раз отрежь». Дети вообще не поняли смысл. Мы долго разбирались, что такое «отмерь» и «отрежь», использовали ножницы и линейку. К тому моменту, когда мы разобрались с глаголами, дети начисто забыли, чем количественные числительные отличаются от порядковых. А тут и урок закончился.  

Вообще, это неглупые дети. Они умненькие и очень стараются, смотрят в рот, очень хотят, чтобы у них все получилось. Они добрые и открытые. Но! Я считаю, что задачи, которые школа перед ними ставит, они практически невыполнимы даже для взрослого человека. От детей требуют слышать, хотя они глухие, говорить, опираясь только на механический контроль голоса, и при этом понимать и усваивать материал в полном объёме. В классах для глухих парты расставлены полукругом. Детей периодически пересаживают, чтобы ребенок привыкал видеть губы и ориентироваться на говорящего с разных точек и умел определять по губам, что говорит человек, опираясь на остаточный слух и артикуляцию губ. К сожалению, у многих нет остаточного слуха, а то, что все глухие умеют читать по губам, миф. Поэтому, если один ребенок каким-то чудом что-то услышал и понял, он под партой тайно жестами показывает правильный ответ своим друзьям. 

Еще в школе тренируют остаточный слух. Закрывают рот экраном, а ребенок должен что-то услышать и правильно ответить. Для тотально глухих это не имеет смысла. Я вот, например, ношу линзы. Зрение минус 4. Когда я их снимаю, на расстоянии 10 метров вместо людей я вижу размытые пятна. Даже под страхом смерти я никогда не отличу мужчину от женщины. Если бы кто-то решил тренировать мое остаточное зрение, то для меня это было бы таким же бессмысленным издевательством. 


В России около 12 миллионов людей с нарушенным слухом (по неофициальной статистике. официальной нет), 140 тысяч из них совсем не слышат и не пользуются устной речью. По данным Всемирной Организации Здравоохранения каждый десятый человек на планете имеет те или иные нарушения слуха. 


Проект Аллы Маллабиу - основателя некоммерческой организации «Я тебя слышу»

"Мы поддерживаем семьи с детьми с нарушенным слухом, предоставляем доступ к реабилитации после слухопротезирования, продвигаем концепцию доступной среды для глухих и слабослышащих, поддерживаем культуру жестового языка, привлекаем внимание общества к проблемам людей с нарушенным слухом." 


Текст: Алла Маллабиу 


Фото: Алла Маллабиу, личный архив героев 


Огромная благодарность всем героям за интервью и предоставленные фотоматериалы!