Скоро на сайте будет еще больше полезного!
[Глухие] и звонкие. Часть 7. Катя

[Глухие] и звонкие. Часть 7. Катя

Пятикратная сурдлимпийская чемпионка по плаванию (в личном зачете - 12 золотых медалей)

С Катей и ее сыном Елисеем встречаемся в "Шоколаднице" на Автозаводской, потому что рядом бассейн, в котором занимается Елисей. Переводит слабослышащая подруга Елена. Немного говорим за чаем, а потом все вместе идем в бассейн.

Интервью с Катей оказалось самым сложным. Катя после прочтения его забраковала. Написала, что все неверно, и прислала свою версию: структурированный большой умный текст со сложными формулировками, сообщив, что я прибедняю ее ответы. Этот момент был очень важным и даже потряс меня - я писала интервью, отталкиваясь от перевода слабослышащей подруги Кати, от ее лексики. Но сама Катя мыслит совсем другой речью - красивым и правильным русским языком. Просто я об этом не знаю, потому что говорит она на жестовом языке. И здесь становится понятно, насколько важен классный профессиональный переводчик, которых у нас в России пока очень мало.

У меня семья глухих. Мама и папа глухие, глухой брат. Я не пользуюсь аппаратами, потому что крайне редко попадаю в слышащую среду. Целыми днями «пропадала» на сборах в составе команды, в которой мы все друг с другом и тренером общались на жестовом языке. Просыпаюсь при помощи вибро-будильника. А еще у нас дома световой звонок в каждой комнате, кроме туалета и детской, чтобы не отвлекать ребенка. Государство такие звонки не предоставляет. Делали сами. Покупаем обычные лампочки, их муж приспособил. Когда слышащие в гости приезжают – удивляются. Необычно очень. 

У меня развит навык чтения с губ слышащих ‒ понимаю, если у говорящего хорошо поставлена артикуляция. Когда трудно считывать с губ ‒ смело прошу перейти на письменное общение. Правда, на такой способ коммуникации не все охотно соглашаются. Но не все глухие умеют считывать с губ. Я учу этому сына. А мой муж говорит, что это неудобно. Можно ошибиться. Поэтому он носит с собой блокнот для общения со слышащими. 

Глухота для меня – это не ограничение, а особенность. Я чувствую себя комфортно, я могу жить в этом мире. Для меня нет границ со слышащими. Если они готовы мне отвечать письменно, я с радостью общаюсь. Если не хотят, я к ним не лезу. Если хочу что-то заказать в кафе, я показываю в меню или пишу на бумажке.

Как раз подходит официант, Катя что-то показывает, подруга пытается это же сказать, официант немного теряется, все напряжены, я тоже начинаю говорить - заказ сделан, все расслабляются. 


Иногда сталкиваюсь с грубостью. Труднее всего общаться с медицинскими работниками. Сотрудники медучреждений всегда с медицинской маской на лице, неохотно соглашаются на мои просьбы разъяснять и отвечать на вопросы в письменном виде. На мои возражения, что я их абсолютно не могу услышать, лишь кричат громче, перекрикивают (привычка, по-видимому, общаться с пожилыми людьми), не понимая, что все это бессмысленно и нелепо. Но сейчас отношение меняется. Молодое поколение толерантно в этом плане ‒ оно сразу переходит на общение через заметки в телефоне. Все больше переводчиков, фильмов с субтитрами, новых технологий. Например, Siri. Слышащий говорит, а я могу прочитать

Катя - пятикратная чемпионка чемпионка сурдлимпийских игр по плаванию.

Благодаря этому я живу полноценной жизнью, много путешествую, имею отдельное жильё от родителей. Я участвовала в пяти Сурдлимпийских играх подряд, завоевала призовые места,то есть отдала плаванию чуть больше 20 лет. Была на встрече с Путиным В.В. в 2005 году. Сейчас спорт среди глухих очень востребован. На летних сурдлимпийских играх 2017 г. в Турции Россия заняла первое общекомандное место, выиграв 199 медалей, из них 89 золотых. Многие родители водят своих детей в спортивные секции.

Мы пришли в бассейн и наблюдаем за тем, как занимается группа. Мальчишки балуются, толкают друг друга на разминке. Катя говорит, что с глухими заниматься сложнее, потому что ты не можешь никого позвать. К каждому необходимо подойти, чтобы привлечь внимание, а иногда и догнать. Очень важен зрительный контакт. Долго оставаться на поприще спорта – задача не из лёгких, в особенности, когда у тебя за плечами 20-летний стаж и в плавании ты уже «выжал» себя полностью.

В 2017 году после игр я занялась поисками самой себя. В марте 2018 года увидела на сайте ВОГ объявление о наборе на курс переподготовки преподавателей русского жестового языка в МГЛУ (Московский Государственный Лингвистический Университет). В процессе учебы узнала, что жестовый язык - это естественный язык со своей структурой и грамматикой.  

Мой сын Елисей родился в 2011 году.О его глухоте мне стало известно ещё в роддоме при проверке аудиометрии. Эту «новость» восприняла спокойно. Мы с мужем решили, что сын должен общаться на родном языке - жестовом, но при этом не забывали и о русском словесном языке, поэтому активно с 2-х лет ввели дактиль (пальцевая азбука), приучали читать таблички, плавно переходящие в первые предложения, а потом и весь текст. 

Я убеждена, что глухой ребенок, помимо владения жестовым языком, должен обязательно знать и «тесно дружить» со словесным русским языком: мы же живём в России, мы носители русской культуры. 

Почему я не хотела сделать своему сыну КИ?

Мы живем без речевой среды, а ребёнку с КИ необходимо ежедневно и регулярно заниматься с логопедом и постоянно находиться в звучащей речевой среде, которой у нас нет (бабушки и дедушка у Елисея глухие). Есть дети с КИ, которые свободно могут вжиться в массовую среду. Я ими восхищаюсь, как восхищаюсь трудом их родителей. Но все-таки много детей, кому тяжело даётся работа над речью. Им продолжают упорно прививать речевые навыки, с ними занимаются фонетикой, и при этом упускают время или «забывают», что, прежде всего, их надо развивать в плане общения со сверстниками и с окружающим миром. Меня обижает такая странная грань: дети с КИ не общаются с глухими и слабослышащими детьми. Почему их отделяют? 

Мне, к примеру, слышащие люди, которые знают специфику речи глухого человека, говорят, что я неплохо говорю, но это обман. Обычная масса людей меня не понимает. Поэтому я не хочу питать иллюзий, что глухой сын заговорит чистой речью, и я расставила другие приоритеты - уделять больше времени на развитие навыков чтения и усвоение прочитанного, на понимание окружающего мира в целом.Мы развиваем ребенка как личность (разгадываем кроссворды, загадки и ребусы, смотрим фильмы с субтитрами, ходим на экскурсии с переводчиком ЖЯ или сами выступаем в роли экскурсоводов). В школе сын ходит на занятия по слуховосприятию для постановки всех звуков речи. 

Я стала наблюдать за ситуацией в школах и детских садах, недоумевала по поводу того, что там не только отсутствует жестовый язык, но и дактилология, которая, на мой взгляд, является важным и мощным инструментом в обучении глухих и слабослышащих детей в плане контроля над ошибками в орфографии. Я увидела проблему коммуникации между детьми и слышащими родителями.

 

Директор школы Подвальная Е.В. дала добро на мое предложение организовать кружок жестового языка для слышащих родителей, чтобы помочь им наладить общение со своими детьми. Работая с родителями, мы выявили ряд проблем: помимо сложности в общении со своими детьми есть и трудности в понимании учебного материала, который осваивают их дети. Заметьте, у слышащих родителей очень богатый словарный запас русского словесного языка, а вот передать игру и тонкости русского языка своим детям они не могут: дети их «недослышивают», поэтому их словарный запас ограничен . А дома в общении ребёнок выпадает из общей беседы с родителями. После знакомства с ЖЯ родители поделились впечатлениями о произошедших изменениях: в общении дети стали ближе к родителям, включились в общий разговор со всеми членами семьи. Это ведь так важно, когда ребёнок начинает раскрываться перед своими родителями.

Работа в этом кружке дала нам самое главное – понимание того, что мы – глухие или слабослышащие родители, будучи сами когда-то детьми инвалидами по слуху, можем помочь нуждающимся в плане информации. Поэтому мы создали организацию «Центр развития и поддержки глухих и слабослышащих детей и их родителей "Я понимаю"». 


Наша миссия - не упустить время в раннем развитии детей, пока их аппараты настраивают, пока ждут очереди на КИ, не ждать времени до зачисления в садик. Дети быстро растут ‒ надо с ними постоянно общаться. А как общаться, если ребёнок не слышит хорошо или совсем не слышит? Он может получать информацию так же, как и его сверстники, визуальным способом и на родном языке ‒ жестовом. Родители могут придерживаться устного способа общения, но при этом помочь ребёнку понять новые слова через жестовый язык (с помощью жестов легко можно воссоздать образ того или иного предмета или действия). Самое главное - чтобы ребенок мог сказать родителям: «Я понимаю». 


Дети имеют права на полноценный доступ информации, чтобы в будущем, несмотря на недостаток слуха, успешно сдать школьные экзамены, поступить в ВУЗы и найти своё место в обществе. А как это сделать? Надо начать с самого рождения, со своевременного подхода к развитию и принятию потери слуха малыша. Так кто же, если не мы, носители ЖЯ? 


Прошу Лену спросить, есть ли у Кати слышащие друзья


У меня нет слышащих друзей, только родственники. Да и с ними мы не близки. Они не хотят учить жестовый язык. Мне кажется, что глухие со слабослышащими – это тоже разные миры.

Хотелось бы мне слышать? Даже не знаю. И да, и нет, — улыбается Катя. 

В России около 12 миллионов людей с нарушенным слухом (по неофициальной статистике. официальной нет), 140 тысяч из них совсем не слышат и не пользуются устной речью. По данным Всемирной Организации Здравоохранения каждый десятый человек на планете имеет те или иные нарушения слуха. 

Проект Аллы Маллабиу - основателя некоммерческой организации «Я тебя слышу»

"Мы поддерживаем семьи с детьми с нарушенным слухом, предоставляем доступ к реабилитации после слухопротезирования, продвигаем концепцию доступной среды для глухих и слабослышащих, поддерживаем культуру жестового языка, привлекаем внимание общества к проблемам людей с нарушенным слухом." 


Текст: Алла Маллабиу 


Фото: Алла Маллабиу, личный архив героев 


Огромная благодарность всем героям за интервью и предоставленные фотоматериалы!

Читать следующие части серии «[Глухие] и звонкие»:

  • Часть 8. Валерия Виноградова