Скоро на сайте будет еще больше полезного!
Советы по адаптации ребенка к использованию слуховых аппаратов

Советы по адаптации ребенка к использованию слуховых аппаратов

Маленький ребенок не понимает, зачем ему нужен СА. К тому же, СА в первое время вызывает у ребенка определенный дискомфорт от наличия постороннего предмета в ухе, непривычные ощущения от новых звуков, неприятные ощущения от громких и резких звуков. Поэтому важно постепенно приучать ребенка к использованию СА. 

  • Чтобы приучить ребенка к присутствию в ухе вкладыша слухового аппарата, за несколько дней до надевания СА днем на 15–20 минут вкладывайте в уши ребенку небольшие ватные тампоны. 

  • Чтобы не испугать ребенка новыми звуками, сурдолог увеличивает усиление СА постепенно – в 2 (для детей с небольшой и средней потерей слуха) или 3 (для детей с большой потерей слуха) этапа. Сначала сурдолог устанавливает 40 небольшое усиление в СА. При следующих встречах (обычно с интервалом 1–2 недели) он увеличивает усиление СА в соответствии с вашими наблюдениями и наблюдениями сурдопедагога за реакциями ребенка на звуки в СА. 

  • Чтобы ребенок не уставал от новых ощущений, первые дни ребенок носит СА не постоянно, а по 15–30 минут 3–4 раза в день. В течение 2–4 недель постепенно увеличивайте время ношения СА. Обычно увеличивают до 30–40 мин. 3–4 раза в день на 2-й неделе, до 1 часа 3–4 раза в день на 3-й неделе, до 1,5–2 часов 3–4 раза в день на 4-й неделе (см. стр. 14). По мере привыкания ребенок должен носить СА все время бодрствования. Попросите сурдолога, настраивающего СА, написать вам график ношения СА в период адаптации для вашего ребенка. 

  • Чтобы ребенок быстрее понял, что с СА он слышит ваш голос, наденьте СА ребенку, улыбнитесь, привлеките его внимание к вашему лицу и произнесите отчетливо «Па-па-па». Побудите его повторить звуки, пошевелить губами. Делайте это каждый раз, когда надеваете ребенку СА. Это поможет ребенку осознать, что он слышит в СА, запомнить вашу артикуляцию и звуки, позволит ему быстрее научиться слышать и произносить звуки. 

  • Чтобы ребенок быстрее понял, что с СА он слышит СВОЙ ГОЛОС, побудите ребенка издать какой-нибудь звук – засмеяться, пролепетать что-то. В СА ребенок слышит свой голос, начинает произносить больше звуков, осознает, что в СА он слышит себя. Улыбнитесь, повторите звук, который он произнес, похвалите его за произнесенный звук. 

  • Чтобы ребенок быстрее понял, что с СА он слышит много звуков и они РАЗНЫЕ и очень интересные, давайте ему послушать разные звуки, поиграть в игрушки и предметы, которые издают звуки при движении (погремушки, игрушки-пищалки, колокольчики, связки ключей, музыкальную шкатулку и др.). Давайте ему самому поиграть с этими предметами. Включите музыку (не очень громко), с выразительной мимикой скажите ребенку: «Ой, слышишь – музыка. Ля-ля-ля». 

  • Чтобы не испугать ребенка громкими звуками в СА, старайтесь избегать слишком громких, резких звуков. Они могут испугать ребенка, вызвать неприятные ощущения, и он может отказаться носить СА. 

  • Чтобы у ребенка СА ассоциировался с приятными ощущениями, надевая СА ребенку, выражайте интерес и восхищение СА и ребенком в СА. Если он не хочет надевать СА, выразите огорчение, наденьте СА на себя и изобразите как это хорошо! Первое время, если ребенок утром капризничает, немного подождите, пока он успокоится, покормите, поиграйте с ним и, когда настроение у него улучшится, наденьте СА. Показывайте ребенку, как вы цените, бережете, ухаживаете за его СА, это сформирует у него такое же отношение к СА со временем. 

  • Чтобы ребенок не снимал СА, можно надевать ему легкую шапочку. Детям постарше можно надевать бандану, чтобы лучше удерживать СА на голове при движениях. 

  • Чтобы ребенок не уронил, не потерял и не повредил СА, используйте специальные детские крепления для СА (кольца, цепочки, специальный пластырь для фиксации СА). Они лучше удержат СА на ухе или одежде ребенка, не упадут на пол, и ребенок случайно не наступит на них. Их можно приобрести в центре слухопротезирования.

  • Наблюдайте за реакциями ребенка в СА на тихие и громкие, высокие и низкие звуки. Отмечайте в дневнике, есть ли у ребенка дискомфортные реакции на громкие звуки (какие), интересуется ли он звуками (какими), прислушивается ли он к тихим звукам (каким). Отмечайте в дневнике, какие изменения происходят в его поведении. Сообщайте сурдологу и сурдопедагогу об этих реакциях. Это поможет правильно настроить СА, быстрее научить ребенка слышать, понимать и говорить.