Многие слабослышащие дети учатся в обычных школах, и часто они являются единственными глухими детьми в своём классе. Это значительно снижает вероятность того, что у них будет группа глухих или слабослышащих сверстников в повседневной жизни.
Глухие и слабослышащие дети хуже воспринимают речь, это может привести к языковой депривации и к задержкам в развитии навыков общения, связанных с эмпатией, и проблемам в социуме. Это создаёт ряд проблем для глухих детей и их семей, которые включают высокий уровень стресса, проблемы с общением, социальные и эмоциональные проблемы.
Было бы полезно лучше понять особенности глухих и слабослышащих детей, чтобы иметь возможность не только предоставлять более качественные образовательные, медицинские и услуги в области психического здоровья для глухих и слабослышащих детей и их семей, но также и накопить учебный опыт, который поможет разработать инновационные терапевтические стратегии, которые могут воздействовать на многочисленные причины проблем психического здоровья.
Почему важно знать oб особенностях ментального здоровья глухих и слабослышащих детей?
Автор: профессор Барри Райт
Последнее исследование психического здоровья глухих детей в Англии показало, что 26% из 144 глухих детей и подростков, не имевших доступа к службе охраны психического здоровья, вероятно, имели проблемы с психическим здоровьем, а у 57% были диагностированы психические нарушения (Roberts и др., 2015).
Это намного выше, чем в среднем у подростков 11-16 лет (Sadler и др., 2018), среди которых примерно 14% страдают психическими расстройствами. Оценка и анализ этих цифр (почему эти показатели настолько высоки?), были бы очень полезны по двум основным причинам.
Первая из них - понимание потребностей глухих детей, с целью разработки и планирования услуг и, в частности, понимание их потребностей в социальном, эмоциональном и психическом здоровье.
Во-вторых, когда мы учтём факторы стресса, которым подвергаются различные группы глухих детей, и выясним почему у глухих детей более высокий уровень проблем с психическим здоровьем, это даст нам гораздо более глубокое понимание многочисленных предпосылок к проблемам психического здоровья.
Каково это - быть глухим ребёнком в обществе слышащих?
Из исследований мы знаем, что глухие дети чаще подвергаются изоляции, издевательствам или жестокому обращению (Wolters и др., 2011; Kvam, 2004), что может повлиять на их ментальное здоровье. Существует большое количество литературы о стереотипах и предубеждениях по отношению к глухим детям и их семьям, а также описания их стигматизации обществом.
Более 90% глухих детей рождаются у слышащих родителей, и большинство из них не ожидают глухого ребёнка.
Это значительно снижает вероятность того, что у них будет группа глухих или слабослышащих сверстников в повседневной жизни, и также означает, что большое количество учителей, часто с небольшим уровнем подготовки в области инклюзии, должны убедиться, что учебная программа доступна для этих детей.
У большей части глухих детей причиной глухоты является один ген и отсутствуют интеллектуальные, неврологические нарушения или пороки развития, но эти дети не справляются с заданиями так же хорошо, как слышащие дети. (Hendar & O’Neill, 2016) Система образования не может полностью удовлетворить потребности многих глухих и слабослышащих детей.
Ещё один фактор связан с общением. В исследовательской литературе существует тенденция рассматривать всех глухих и слабослышащих детей как единое целое, как если бы они были одинаковыми. На самом деле, у всех них очень разный жизненный путь с разными причинами глухоты, возникающими в разное время, в разных семьях, которые выбирают разные, а иногда и несколько образовательных и коммуникационных решений для своих детей. Некоторые глухие дети общаются с помощью разговорного английского языка, особенно те, у кого лёгкая степень глухоты. Некоторые дети полностью общаются на британском языке жестов (BSL) без разговорного английского. BSL - это полностью признанный язык Великобритании, но, несмотря на это, он не всегда используется в наших системах образования или на рабочем месте. BSL имеет отличный от разговорного порядок слов, грамматику и синтаксис, и его нелегко сопоставить с разговорным или письменным английским языком. (То же самое с русским жестовым языком - примечание переводчика “Я тебя слышу”).
Система Великобритании недостаточно хорошо подготовлена к таким изменениям. Это создаёт ряд проблем для глухих детей и их семей, которые включают высокий уровень стресса, проблемы с общением, социальные и эмоциональные проблемы. Некоторые дети получают двуязычное образование и учат разговорный и письменный английский, а также английский с поддержкой BSL или используя английский порядок слов с дополнительными знаками. Попытка освоить несколько способов общения может быть очень сложной задачей для детей, особенно для подгруппы глухих детей с дополнительными патологиями или нарушениями интеллекта. Это может создать дополнительные проблемы. Глухие и слабослышащие дети хуже воспринимают речь, это может привести к языковой депривации и к задержкам в развитии навыков общения, связанных с эмпатией (Peterson и др., 2016), и проблемам в социуме.
Некоторые дети могут быть глухими в результате неврологического нарушения или более сложной генетической проблемы, которая приводит к многочисленным патологиям , включая умственную отсталость и / или ряд возможных физических проблем, таких как проблемы со зрением, проблемы с равновесием или повреждение других органов (например, сердца, почек и т.д.) (Van Dijk и др., 2010). Все это несёт в себе повышенные риски для психического здоровья.
Такая картина помогает нам понять множество путей, приводящих к психическим проблемам. Было бы полезно лучше понять особенности глухих и слабослышащих детей, чтобы иметь возможность не только предоставлять более качественные образовательные, медицинские и услуги в области психического здоровья для глухих и слабослышащих детей и их семей, но также и накопить учебный опыт, который поможет нам, профессионалам, разработать инновационные терапевтические стратегии, которые могут воздействовать на многочисленные причины проблем психического здоровья.
Ссылки:
Hendar, O. and O’Neill, R., 2016. Monitoring the achievement of deaf pupils in Sweden and Scotland: Approaches and outcomes. Deafness & education international, 18(1), pp.47-56.
Kvam, M. H. (2004). Sexual abuse of deaf children. A retrospective analysis of the prevalence and characteristics of childhood sexual abuse among deaf adults in Norway. Child Abuse & Neglect, 28(3), 241-251.
Peterson, C.C., O’Reilly, K. and Wellman, H.M., 2016. Deaf and hearing children’s development of theory of mind, peer popularity, and leadership during middle childhood. Journal of experimental child psychology, 149, pp.146-158.
Roberts, S., Wright, B., Moore, K., Smith, J., Allgar, V., Tennant, A., Doherty, C., Hughes, E., Moore, D.C., Ogden, R. and Phillips, H., 2015. Translation into British Sign Language and validation of the strengths and difficulties questionnaire. Health Technology Assessment Report. Feb 2015 s(2) National Institute for Health Research Journals Library: Southampton.
Sadler, K., Vizard, T., Ford, T., Marchesell, F., Pearce, N., Mandalia, D., Davis, J., Brodie, E., Forbes, N., Goodman, A. and Goodman, R., 2018. Mental health of children and young people in England, 2017.
Van Dijk, R., Nelson, C., Postma, A. and van Dijk, J., 2010. Deaf children with severe multiple disabilities: Etiologies, intervention, and assessment. Oxford handbook of deaf studies, language, and education, 2, pp.171-192.
Wolters, N., Knoors, H.E., Cillessen, A.H. and Verhoeven, L., 2011. Predicting acceptance and popularity in early adolescence as a function of hearing status, gender, and educational setting. Research in developmental disabilities, 32(6), pp.2553- 2565