В начале жизни мозг младенца очень быстро развивается. Это время часто называют «окном возможностей» для освоения языка. Большинство младенцев получают знания об окружающем мире с помощью ушей, глаз и других органов чувств. Глядя на других людей и слушая их, младенцы узнают, что действия и звуки имеют смысл. Они также учатся выражать свои чувства и желания с помощью жестов и звуков.
Примерно к 12 месяцам большинство детей понимает многое из того, что слышат, и начинает говорить несколько слов. Дети с потерей слуха сразу нуждаются в специальной помощи, чтобы научиться общаться. Если дети начинают получать эту помощь до шестимесячного возраста, они часто осваивают язык практически с такой же скоростью, как слышащие дети. Их успех зависит от своевременной помощи членов семьи и специалистов. Но даже если диагноз поставлен позднее, у ребенка есть шансы на благополучную абилитацию.
Главное - это начать оказывать ребенку помощь сразу, как только вы узнали о диагнозе. Вовлеченность семьи, корректно проведенное слухопротезирование и специальная педагогическая поддержка - необходимые элементы для успешного результата. Вы — самый важный учитель своего ребенка. Рядом с вами есть специалисты, которые готовы помочь вам приобрести знания о слухе, языке и развитии детей.
Какие специалисты будут работать с вашей семьей?
- Аудиолог (специалист по слуху).
- Сурдопедагог.
- Логопед.
- ВЫ САМИ!
Специалисты помогут вам общаться с ребенком, а ребенку — учиться слышать и говорить. Все, кто работают с вами и ребенком, будут отвечать на ваши вопросы, решать вместе с вами, что делать дальше, находить необходимую вам помощь, пробовать и выбирать варианты коммуникации.
Коротко о фактах:
- Каждый год в России диагностируют нарушение слуха у 5000 детей.
- Почти все эти дети рождаются у родителей с нормальным слухом.
- В большинстве больниц у новорожденных проверяют слух (делают скрининг слуха).
- Существуют разные типы и степени потери слуха. Младенцам с любым нарушением слуха можно помочь.
- Некоторые дети рождаются с нормальным слухом, но теряют слух позже.
Варианты коммуникации
Коммуникация – основа всех взаимоотношений. Ребёнку понадобится ваша помощь, чтобы освоить язык и навыки коммуникации. Вы узнаете о разных способах, которыми ваш ребенок может научиться языку, и, вероятно, встретите людей, уверенных, что только один из этих способов "наилучший". Но вы сами должны решить, что нужно вашему ребенку и вашей семье. Вы можете почитать о разных вариантах; поговорить со специалистами и с другими родителями; посетить центры реабилитации, увидеть, как общаются между собой другие дети, педагоги и родители.
Существуют два основных способа коммуникации для глухих и слабослышащих детей:
- Устная речь.
- Русский жестовый язык (РЖЯ) – самостоятельный язык, обладающий собственной лексикой и грамматикой.
Выбор способа коммуникации зависит от огромного количества причин, окончательное решение принимают родители вместе с педагогами.
Все дети разные, и их нарушения слуха – тоже разные. Например, один ребенок может слышать гудки машин и собачий лай, но не слышать тихие голоса и звуки речи. Другой ребенок может не слышать никаких звуков, даже очень громких. Поэтому аудиолог должен протестировать вашего ребенка и выяснить, что он слышит. Оценку слуха нужно делать как можно раньше. Аудиолог расскажет, какое техническое устройство лучше подойдёт для вашего ребёнка.
Слуховые аппараты помогают некоторым детям, делая звуки громче и яснее. Слуховой аппарат подбирается и настраивается под потерю слуха конкретного ребенка. Обычно слуховой аппарат носят за ухом. Аппарат принимает звук и передает его через маленький наушник в ухо. Некоторые родители удивляются, когда слышат, что младенец уже в месячном возрасте может носить слуховой аппарат, но чем раньше ребенок начнет слышать, тем лучше будет результат.
Что еще вам нужно знать о слуховых аппаратах:
- Первый раз слуховой аппарат настраивают сразу при приобретении. Со временем аудиолог должен будет перенастраивать его, чтобы аппарат всегда хорошо подходил вашему ребенку.
- Слуховой аппарат нужно носить каждый день и весь день. Чтобы ребенок научился устной речи, он должен постоянно ее слышать.
- Слуховой аппарат нужно каждый день проверять. Он работает на батарейках, которые нужно регулярно менять.
- Слуховой аппарат не решит сразу все проблемы. Ребенку все равно понадобится помощь, чтобы освоить речь, язык и навыки коммуникации.
Детям с глубокой потерей слуха может помочь кохлеарный имплант. Принцип его работы очень отличается от слухового аппарата. Устройство хирургическим путем помещается (имплантируемый) во внутреннее ухо и под кость за ухом. Микрофон и речевой процессор носят снаружи (обычно за ухом). Они принимают звук и пересылают его на передатчик, который держится на месте с помощью магнита. Имплантированный приёмник принимает сигналы передатчика и передает их на нерв, который ведет в мозг. Это позволяет звукам обойти поврежденные части уха.
Что еще вам нужно знать о кохлеарных имплантах?
- Кохлеарную имплантацию обычно не делают детям младше 8 месяцев.
- Кохлеарный имплант настраивается по реакциям ребенка на звук. Понадобятся регулярные визиты к аудиологу, чтобы он подстраивал имплант под изменяющиеся потребности ребенка.
- Наружную часть импланта (речевой процессор) нужно носить каждый день и весь день. Чтобы ребенок научился устной речи, он должен слышать ее каждый день.
- Работу кохлеарного импланта нужно проверять каждый день.
- Кохлеарный имплант не решит сразу все проблемы. Ребенку все равно понадобится помощь, чтобы освоить речь, язык и навыки коммуникации.