Первые шаги

 Одна из самых поразительных вещей, которым ваш ребенок научится в жизни, - язык. Глухие и слабослышащие дети используют для коммуникации много разных способов, но, как и в случае слышащих детей, лучше, чтобы они начинали общаться, когда они еще совсем маленькие.

Окна возможностей

В начале жизни мозг младенца очень быстро развивается. Это время часто называют «окном возможностей» для освоения языка. Большинство младенцев получают знания об окружающем мире с помощью ушей, глаз и других органов чувств. Глядя на других людей и слушая их, младенцы узнают, что действия и звуки имеют смысл. Они также учатся выражать свои чувства и желания с помощью жестов и звуков.

Примерно к 12 месяцам большинство детей понимает многое из того, что слышит, и начинает говорить несколько слов.

Дети с потерей слуха сразу нуждаются в специальной помощи, чтобы научиться общаться.

Если дети начинают получать эту помощь до шестимесячного возраста, они часто осваивают язык с такой же скоростью, как слышащие дети. Они смогут успешно учиться в школе и стать кем захотят, когда вырастут. Их успех зависит от своевременной помощи членов семьи и специалистов.

Вы родитель, и вы не хотите, чтобы ваш ребенок был чего-нибудь лишен! Сейчас у вас открывается «окно возможностей». Узнайте о коммуникации и о том, как получить лучшую помощь для вашего ребенка.

Как начинать

Вы — самый важный учитель своего ребенка. Рядом с вами есть специалисты, которые готовы помочь вам приобрести знания о слухе, языке и развитии детей.

Раннее вмешательство — это система, которая сразу начинает помогать вашему ребенку. Многие службы раннего вмешательства почти или совсем бесплатны. В вашу команду раннего вмешательства могут входить:

- Человек, который объяснит, как работает программа, как она поможет вашему ребенку и вам.

- Педагог.

- Аудиолог (специалист по слуху).

- Логопед.

- Врач, медсестра или другой специалист-медик.

- ВЫ САМИ!

Команда поможет вам общаться с ребенком, а ребенку — учиться. Члены команды будут отвечать на ваши вопросы, решать вместе с вами, что делать дальше, находить необходимую вам помощь, пробовать и выбирать варианты коммуникации.

Коротко о фактах:

- Каждый год в России диагностируют нарушение слуха у 5000 детей.

- Почти все эти дети рождаются у родителей с нормальным слухом.

- В большинстве больниц у новорожденных проверяют слух (делают скрининг слуха).

- Существуют разные типы и степени потери слуха. Младенцам с любым нарушением слуха можно помочь.

- Некоторые дети рождаются с нормальным слухом, но теряют слух позже.

- Существует много служб и программ помощи детям с потерей слуха. Для детей до 3 лет это называется ранним вмешательством. С детьми постарше работают службы специального образования.

Варианты коммуникации

Коммуникация – основа всех взаимоотношений. Вашему ребенку понадобится ваша помощь, чтобы освоить язык и навыки коммуникации.

Вы узнаете о разных способах, которыми ваш ребенок может научиться языку. Вы, вероятно, встретите людей, уверенных, что только один из этих способов "наилучший". Но вы сами должны решить, что нужно вашему ребенку и вашей семье. Вы можете почитать о разных вариантах; поговорить со специалистами и с другими родителями; сходить в службу раннего вмешательства и посмотреть, как общаются между собой другие дети, педагоги и родители.

Русскийй жестовый язык (РЖЯ) – визуальный язык. Это самостоятельный жестовый язык, обладающий собственной лексикой и грамматикой. Детей, для которых РЖЯ – первый язык, позже учат и русскому языку, когда они учатся читать и писать.

Тотальная коммуникация объединяет систему жестового языка с устным языком. Детей учат использовать для коммуникации и глаза, и уши, и голос, и руки.

Слушание и устная речь – эти методы учат детей полагаться на свой остаточный слух, когда они учатся говорить. Метод может называться "аудиооральным" или "аудиовербальным".

Варианты слуховых технологий

Вы услышите о слуховых технологиях. Вы захотите узнать, как они работают, чтобы решить, использовать ли их для вашего ребенка.

Все дети разные, и их нарушения слуха – тоже разные. Например, один ребенок может слышать гудки машин и собачий лай, но не слышать тихие голоса и звуки речи. Другой ребенок может не слышать никаких звуков, даже очень громких. Поэтому аудиолог (специалист по слуху) должен протестировать вашего ребенка и выяснить, что он слышит. Оценку слуха нужно делать как можно раньше. Аудиолог скажет, может ли вашему ребенку помочь слуховой аппарат или другое техническое устройство.

Слуховые аппараты

Слуховые аппараты помогают некоторым детям, делая звуки громче и яснее. Слуховой аппарат подбирается и настраивается под потерю слуха ребенка. Обычно слуховой аппарат носят за ухом.

Аппарат принимает звук и передает его через маленький наушник в ухо. Некоторые родители удивляются, когда слышат, что младенец уже в месячном возрасте может носить слуховой аппарат!

Что еще вам нужно знать о слуховых аппаратах:

- Первый раз слуховой аппарат настраивают сразу при приобретении. Со временем аудиолог должен будет перенастраивать его, чтобы аппарат всегда хорошо подходил вашему ребенку.

- Слуховой аппарат нужно носить каждый день и весь день. Чтобы ребенок научился устному языку, он должен каждый день слышать речь.

- Слуховой аппарат нужно каждый день проверять. Он работает на маленьких батарейках, которые нужно часто менять.

- Слуховой аппарат не решит сразу все проблемы. Ребенку все равно понадобится много помощи, чтобы освоить речь, язык и навыки коммуникации.

Кохлеарные импланты

Детям, которым не помогают слуховые аппараты, может помочь кохлеарный имплант. Кохлеарный имплант очень отличается от слухового аппарата. Устройство хирургическим путем помещается (имплантируется) во внутреннее ухо (в улитку) и под кость за ухом.

Микрофон и речевой процессор носят снаружи (обычно за ухом). Они принимают звук и пересылают его на передатчик, который держится на месте с помощью магнита. Приемник внутри головы принимает сигналы передатчика и передает их на нерв, который ведет в мозг. Это позволяет звукам обойти поврежденные части уха.

Что еще вам нужно знать о кохлеарных имплантах:

- Кохлеарную имплантацию обычно не делают детям младше 8 месяцев.

- Кохлеарный имплант настраивается по реакциям ребенка на звук. Понадобятся регулярные визиты к аудиологу, чтобы он подстраивал имплант под изменяющиеся потребности ребенка.

- Наружную часть импланта нужно носить каждый день и весь день. Чтобы ребенок научился устному языку, он должен каждый день слышать речь.

- Имплант нужно проверять каждый день.

- Кохлеарный имплант не решит сразу все проблемы. Ребенку все равно понадобится много помощи, чтобы освоить речь, язык и навыки коммуникации.